ЕЛАТЬМА


<<<   ПРОГУЛКА ПО СТРАНИЦАМ ИЗДАНИЙ   >>>

36. ЕЛАТЬМА В ПУБЛИКАЦИЯХ ПРЕССЫ

(продолжение)

 

О чем писали газеты почти 100 лет назад

 

 

Газета «Тамбовские губернские ведомости»

 

Обязательное постановление,
составленное Елатомской городской думой
для жителей города Елатьмы.

 

1) Езда на велосипедах по городу дозволяется только лицам, получившим на это разрешение от городской управы.
 

2) Вместе с разрешением, выданным из городской управы, выдаются бесплатно два номерных знака, из которых один прикрепляется спереди велосипеда, другой сзади у сиденья.
 

3) Быстрая езда и езда наперегонки по городу воспрещена.
 

4) В случае беспокойства и испуга лошадей от появления едущего на велосипеде последний обязан сойти с велосипеда и провести его в руках и по возможности скрыть его от лошади.
 

5) Во время крестных ходов и других процессий едущий должен также слезть с велосипеда и провести его в руках.
 

6) При обходе пешехода или экипажа заблаговременно дается звонок, и сам обход делается умеренным ходом.

 

Губернатор Муратов

7 ноября 1909 года
 

 

 

Елатомский гимназист с велосипедом.

Фото из семейного архива Носкова А.О.

(Изображение восстановлено Зиновиным Н.Г. в 2010 г.)

 

 

 

Елатьма. Гимназист на велосипеде.
Фото из частного архива

 

 

 



_________________





 

«Дракула» Елатомского уезда

 

И в наших краях была своя Салтычиха

 

Поводом для написания этого рассказа явились материалы, которые я нашёл в Рязанской областной библиотеке, а также то, что мне удалось собрать по крупицам здесь, дома. Речь пойдёт о нашем земляке, помещике М. Кошкарове и его супруге Е. Кошкаровой, прозванной современниками «второй Салтычихой», жестокость и изуверство которых в середине прошлого века (Имеется в виду "XIX века". Прим. ред.) стали предметом обсуждения для передовой общественности России. Составить портрет этих бар-самодуров мне очень помогла статья И.И.Дубасова «Елатомский помещик Кошкаров», напечатанная в журнале «Деревня и новая Россия» за 1877 год.

«Герой мой жил в 30, 40, 50-е годы настоящего столетия Тамбовской губернии Елатомского уезда, в сельце Беседках. Имя его, прославленной крайней жестокостью к крепостным и самым необузданным цинизмом в разврате, и доныне слишком памятно всем жителям Тамбовской губернии, несмотря на то, что в этом крае крепостные злоупотребления практиковались в широких размерах и, следовательно, более или менее примелькались каждому». Вот так начинает свой рассказ И. И. Дубасов. Следует пояснить, что Михаил Кошкаров относился к разряду крупнопоместных помещиков. В его владениях насчитывалось свыше 600 душ крепостных. Только на территории нынешнего Пителинского района барину принадлежали крестьяне нескольких сёл и деревень, в том числе Веряево, Свищёво, Каменки, Беседок, Кенора, Пёта, Агеевки (ныне Станищи), Кошкаровки (ныне Каменка), Петровского.

Жену Кошкарова в народе называли «второй Салтычихой» не зря. По-видимому, писал Дубасов, она находила особое наслаждение в тиранстве над беззащитными крестьянами. Раз, например, привела в баню беременную крестьянку Авдотью Санникову, чем-то прогневившую свою барыню, раздела её донага и собственноручно избила кнутом. В другой раз разозлилась на дворовую девку Дарью Федину, которая была беременна, жестоко высекла её розгами и несколько раз ударила по голове палкой, вследствие чего Федина выкинула младенца.

У Кошкаровой была определена норма для истязаний, от пределов которой она выходила только в крайних случаях. Мужчинам полагалось давать по сто ударов кнутом, женщина – по 80. Все эти экзекуции производились помещицей лично. Высшие же наказания находились под непосредственным ведением самого Кошкарова.

Предлогами к истязаниям чаще всего служили разные упущения по хозяйству, иногда очень незначительные. Так, повара Карпа Орлова Кошкарова наказала раз за то, что он не так опалил свинью, другой раз – за то, что суп пришёлся ей не по вкусу, а в третий – за невкусную ботвинью, в которой оказалось мало луку.

В имении Кошкаровых были заведены самые строгие порядки. Крестьяне работали на помещика по пять дней в неделю, Не исключая праздников и воскресных дней, причём за ними наблюдал большей частью сам Кошкаров, всегда вооружённый кнутом и плетью. В случае малейшей оплошности наказание производилось немедленно и с крайней жестокостью. Давали по 400 ударов кнутом, так что наказанные лежали больными по три месяца. Одного крестьянина Кошкаров сёк в течение великого поста 16 раз (в каждом случае провинившийся получал по 100 ударов). Иной раз секли так, что через полтора года на спинах несчастных были видны широкие рубцы.

 

 

Наказывая безо всякой жалости взрослых, Кошкаров был также неумолим и жесток с детьми. Одного мальчика он засёк до смерти, 13-летнюю Прасковью Кузьмину бил кулаками по лицу и голове, 12-летнюю Авдьтью Петрову так жестоко высекли, что она опомнилась только на третий день. Как человек с чрезвычайно жестокой натурой, Кошкаров, наказывая, любил издеваться над своими жертвами. Высеченным по его приказанию часто брили головы. У одной девочки он даже сжёг на голове волосы, а другой обезобразил лицо зажжённой свечкой.

А ведь у помещика были и свои дети – сыновья Александр, Пётр и Георгий. Что было с ними? Любил ли он их и оберегал или издевался над ними так же, как и над крепостными детьми? Этого мы, к сожалению, уже не узнаем. Но известно, что своих сыновей помещик «вывел» в люди, они имели и звания, и поместья, и крепостных.

У оброчных крестьян, составивших посредством заработков кое-какое состояние, Кошкаров любил отнимать всё имущество, после чего переводил их во дворовые. Этак конфискация была самая полная: у ограбленных уже ничего не оставалось дома, и шли они на барский двор в одних рубахах и рваных зипунах. Дворового Владимира Румянцева, несмотря на его старость и увечья от частых наказаний, Кошкаров прогнал со двора и наложил на него большой оброк. При таком порядке вещей не удивительно, что многие крепостные Кошкарова охотно шли в солдаты или же бежали куда глаза глядят.

Вообще Кошкаров был настоящим пугалом для своих крепостных. С приездом его в какую-нибудь деревню на всех жителей нападал панический ужас, женщины и дети бежали куда попало: в конопли, во ржи, а зимой к гумнам и в овраги. Кроме того, помещик весьма неумеренно пользовался своими правами над крепостными женщинами и девушками (даже малолетними, начиная от 7 – 8 лет). За несогласие бил кнутом, розгами, брил головы. Добившись своей цели, отдавал впоследствии непослушных замуж нарочно за самых безобразных мужиков. Пользовался барин-самодур иногда и правом первой ночи, причём в присутствии своей жены. Та не только не возмущалась такими зрелищами, но даже потворствовала им. По крайне мере известно, что некоторых малолетних девочек она сама приводила к мужу и в случае их сопротивления помогала ему… Известны случаи, когда Кошкаровы приказывали крепостным женщинам кормить грудью щенят на псарне.

В 1844 году Кошкаров приехал в одно из своих имений Темняковского уезда и потребовал себе старостиху Акулину Панкову. Ей был отдал приказ собрать барину молодых баб и девок. Те долго не являлись. Тогда Кошкаров в наказание за нераспорядительность на улице при народе подверг публичному позору 70-летнюю старостиху. Обиженная женщина пожаловалась губернатору, а Кошкаров за это отдал в солдаты её единственного сына.

В 1845 году кто-то написал в Петербург донос на Кошкарова, адресованный на имя шефа жандармов графа Орлова. Началось следствие. В резиденцию Кошкарова (сельцо Беседки Елатомского уезда) были посланы губернаторский чиновник особых поручений Сумароков и жандармский офицер Телегин. Следователи, имея ввиду очевидные улики против Кошкарова, подвергли его строгому заключению. Днём держали под караулом в кабинете, а ночью – в спальне. По-видимому, помещику приходилось плохо, и между его крестьянами распространился слух, что барина засудят непременно.

Кошкаров увидел, что с ним не шутят и, как очень богатый человек, прибёг к известным способам оправдания – стал подкупать следователей. Телегину предложил полторы тысячи рублей и бриллиантовый перстень лишь за позволение видеться и переговариваться с женой и некоторыми людьми, причём обещал дать ему в пять раз больше, если он будет снисходительно производить следствие.

Следователи оказались, однако, честными людьми и не польстились на взятку. Тогда Кошкаров стал писать на них жалобы губернатору и шефу жандармов. Он обвинял следователей во взяточничестве. «Телегин, – писал он губернатору, – просит у меня пять тысяч рублей, чтобы повернуть дело в мою пользу». Эти жалобы возымели своё действие. Следователей переменили, прислав на их место жандармского полковника Ходнева и советника губернского правления Попова. Но и они произвели следствие не в пользу Кошкарова.

«За каждую малость нас били, – говорили крестьяне жандармскому полковнику, – Скотина худа – за это секли скотников. Скотина потолстела – и за это секли. Барин был не в духе – сёк с досады, барин был весел – драл для потехи». Следователи вызвали из Елатьмы врача Туберовского и поручили ему освидетельствовать крестьян Кошкаровых. Врач осмотрел 27 человек и больше не стал, так как дело было ясно. Все они имели на себе глубокие рубцы и сине-багровые знаки.

Один из местных дворян Стокасимов говорил: «Ничего хорошего и приличного звания дворянина я в Кошкарове не видел, у литургии не видал его ни разу, а живём мы с ним в одном селе. Жестокость супругов Кошкаровых несообразна с правами помещиков и не имеет границ. Вопли и крики в их доме раздаются постоянно. В дополнение ко всему этому прибавляю, что многие кошкаровские крестьяне ходили и ходят по миру.

Впрочем, многие из местных дворян относились к Кошкарову весьма сочувственно и даже по мере сил вступались за него. Например, елатомский уездный предводитель Карачинский во время следствия в селе Беседки писал губернатору, что между крестьянами стали ходить слухи о вольности, «Весь уезд, – заявлял он, – встревожен по поводу участи господина Кошкарова». Всё клонилось к тому, что жестокого помещика надо было освободить от всякой ответственности. Местные полицейские чиновники, очевидно, задаренные, тоже всячески препятствовали следствию, уклоняясь от дачи показаний. Например, становой Кикин приехал было в Беседки по требованию Сумарокова, но немедленно уехал куда-то в уезд «по делам службы». Опираясь на помощь некоторых дворян и уездных чиновников, сам Кошкаров приободрился и стал писать высшим властям смелее, указывая им на свою посрамлённую дворянскую честь.

«Без власти моей, – писал Кошкаров губернатору, – в имениях моих пошли ужасные беспорядки: земля осталась совершенно не вспахана многими, дворовые люди предались буйству и драке, женщины – полному распутству, чего прежде не было, и сделались беременными. Оброки не собраны». Словом, по мнению Кошкарова и Карачинского, всякое вмешательство представителей закона в действия помещика, каковыми бы они ни были, представлялось уже нарушением государственных основ и народного спокойствия.

Все эти соединённые усилия, направленные к ограждению Кошкарова от законного взыскания за чрезвычайные злоупотребления помещичьей властью, увенчались полным успехом. Правда в 1847 году Кошкарова вызвали в Тамбов под надзор полиции, имение его было несколько времени в опеке, но… тем дело и кончилось.

И всё же в каждом человеке есть и плохое, и хорошее. И если добро побеждает зло, то эта победа обязательно останется в памяти людской. Как искупление за свои грехи тяжкие, как дань народу, измученному помещичьей дуростью, выросла в 1850 году в селе Пёт церковь. На свои средства Кошкаров выстроил тёплую деревянную церковь с тремя престолами: главный – в честь введения во храм Пресвятой Богородицы, правый – святого Николая Чудотворца, левый – великомученика Георгия Победоносца.

Время стирает в пыль дворцы, имения, но память человеческую оно не одолеет никогда.

 

И. В. Климкин историк-краевед

http://www.pitelino.ru/folders/history/saltichikha.htm

 

P.S.
 

В очерках из истории Тамбовского края И.И.Дубасова (вып. 1, Тамбов, 1890, стр. 162 – 167) рассказывается о "подвигах" елатомского помещика Кошкарова в сороковых годах XIX столетия. Кроме того, что многие крестьяне (особенно дети) были им замучены до смерти, следствием обнаружено, что в имении Кошкарова не было ни одного неизбитого крестьянина и ни одной крепостной девушки непоруганной.
      Но особенно важны не эти "злоупотребления", а отношение к ним общественной среды. На повальном обыске (т.е. дознании. Прим. ред.) в Елатомском уезде большинство дворян отозвались о Кошкарове, что он "истинно благородный человек". Иные к этому прибавляли: "Кошкаров – истинный христианин и исполняет все христианские обряды". А предводитель дворянства писал губернатору: "Весь уезд встревожен по случаю бедствий господина Кошкарова".
      Дело кончилось тем, что "истинный христианин" был освобожден от уголовной ответственности, и елатомское дворянство успокоилось.
      Только вопиющие, из ряда вон выходящие злоупотребления всплывали на поверхность общественной жизни, но и они большей частью оставались безнаказанными, если сами пострадавшие не брали в руки дубину.
      В этом отношении характерно дело об убийстве крестьянами в селе Русаново Елатомского уезда помещика Карачинского. Следствие показало, что Карачинский, дряхлый старик, обладал мрачным и нелюдимым характером. Его дом представлял собой настоящий дворец с башнями, теплицами, оранжереями. Крестьяне бедствовали из-за малых наделов, тяжелой барщины и частых переселений с лучшей земли на худшую. «Барин, – жаловались они, – переселял нас с места на место не менее семи раз и совсем разорил и измучил нас. Когда мы упрашивали его не трогать нас, он томил нас голодом и сек розгами и плетьми, а избы велел разметать и сжечь».
      Во время следствия одна из женщин сказала: «Господин наш такой был, что не давал проходу не только нам, молодым бабам, но и нашим матерям и бабкам». Другая добавила: «Позвали меня в хоромы в самую свадьбу, и на прощанье дал мне барин 5 копеек». Весьма уважаемый односельчанами крестьянин так плакался на свою обиду: «Была у меня всего одна дочка, пошел ей 15-й год, и ее не пожалел господин наш, взял с собой в город и продержал три года». Трое стариков, опрошенных по делу Карачинского, отказались давать показания. «По старости лет наших, – сказали они, – нам не пригоже разговаривать про дурные барские дела». Судебное дело закончилось тем, что двум крестьянам, убившим помещика, дали по 100 ударов плетьми и сослали в Сибирь на бессрочную каторгу.

       В XVIII веке в городе Елатьме отличался своими «подвигами» отставной драгун Алеев. Елатомский соборный протопоп О.Петров в таких выражениях изображал Алеева: «Оный драгун Гаврила Алеев бранил меня и бесчестил и бил смертным боем на дворе посадского человека Бобикова; и ухватив за волосы и за бороду драл меня нещадно и бороду выдрал и хотел заколотить до смерти... и едва посторонние люди от того колотья отняли...» (Материал Тамбовской ученой архивной комиссии за 1730 г.)

       Историческая справка: телесные наказания крестьян в России были законодательно отменены только в 1904 году.
 

Вместе с тем, история знает и примеры прямо противоположного отношения помещиков к крестьянам.

 

Верстах в 2-х к западу от с. Устья, что расположено у впадения реки Цны в Мокшу, находилось волостное село Истлеево (Богородицкое), имевшее более 1.500 жителей и школу. Село это в конце XVIII века принадлежало Андрею Алексеевичу Ушакову, пользовавшемуся всеобщей любовью местного сельского населения за его истинно человеколюбивое отношение к крепостным крестьянам. Когда же в 1796 году прибыли к нему на постоянное жительство вышедшие в отставку его сыновья, и престарелый отец передал им управление имением, то он скоро заметил их жестокое обращение с крепостными и в первых же годах XIX в. написал письмо министру внутренних дел В.П. Кочубею «от оскорбленного отца», в котором излагал, что, так как дети его, вследствие сословного эгоизма, не могут послужить благу крестьянства, то он, Ушаков, «учиня крестьян своих свободными, утверждает все свои земли с угодьями в вечное их владение», а в обеспечение своих детей оставляет несколько тысяч рублей. При этом он снова определил своих детей на службу и сказал: «пусть узнают они, что такое нужда и что такое долг: тогда ко всем людям они лучше относиться будут».
 

(Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Санкт-Петербург, 1902 г. - Т. II, гл. VIII).
 



_________
 




На предыдущую



На продолжение данной странички




 

 

Copyright © Н.Г.Зиновин 2007. All rights reserved.